Объявление

Дорогие друзья!

Обращаем Ваше внимание, что прием книг не будет осуществляться 9-10 ноября и 23-24 ноября.

Приносим свои извинения за возможные неудобства.



Аукцион №94
25 мая 2017 года

«Мой XX век». Из коллекции Ф. Медведева. Редкие книги, рукописи, автографы и фотографии из частных собраний

Крученых, А. Победа над Солнцем. СПб.: Тип. Т-ва Свет, [1913].

Лот 304

Крученых, А. Победа над Солнцем. СПб.: Тип. Т-ва Свет, [1913]. 24 с. 24,6 х 17,3 см. В издательской иллюстрированной обложке. Частичная реставрация обложки (бумага), незначительные загрязнения. На передней обложке воспроизведен эскиз декорации К. Малевича ко второй картине оперы, на задней - рисунок Д. Бурлюка «Человек и лошадь».

Содержание: В.Хлебников «Пролог» (Чернотворские вестучки - Будетлянин). - Нотное вступление. - «Победа над Солнцем»: опера в двух деймах и 6 картинах. Музыка М.В. Матюшина, декорации К.С. Малевича. - Нотное заключение (Ноты Будетлянские).

«Победа над Солнцем» - футуристический спектакль-опера поэта Алексея Крученых, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича. Это, пожалуй, одна из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX столетия. Идея создать оперу появилась на «Первом всероссийском съезде футуристов» в середине июля 1913 года на даче Михаила Матюшина. На съезде присутствовали лишь трое: Малевич, Матюшин и Крученых.

Футуристы решили создать театр «Будетлянин», чтобы перевернуть традиционное представление о театре. Постановка «Победы над Солнцем» должна была стать произведением алогизма слова, музыки и изображения. Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы.

Эта нетрадиционная и провокационная постановка, как отмечал один из её создателей М. Матюшин, вызвала «вселенский скандал». Когда после окончания представления разъяренная публика стала требовать автора (Крученых), главный администратор Фокин, воспользовавшись всеобщей суматохой, заявил из ложи: «Его увезли в сумасшедший дом».

Лишь через семь лет, в 1920 году, группой УНОВИС опера была поставлена вторично, на этот раз в Витебске.

Вклад К. Малевича в этот спектакль является, пожалуй, главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошёл в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком к рождению супрематизма. Тут впервые и появился «Черный квадрат», но пока в качестве декоративного элемента (1-е действие, 5-я сцена). По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы - черный квадрат вместо солнечного круга.

Поляков с. 461. Сеславинский. Русские книжные редкости XX века № 172.

Эстимейт: 180 000 – 190 000 руб.

Перейти на первую страницу каталога
Перейти на страницу каталога с данным лотом
Быстрый переход к произвольному лоту: